В соцсетях часто можно встретить красивые цветовые подборки для интерьеров, одежды, аксессуаров. Кажется, такие палитры сделать под силу только профессионалу, а остальным остается копировать. Но в действительности, составлять их весьма просто, главное обладать небольшим набором знаний.
Прочитав эту статью, вы сможете начать самостоятельно подбирать сочетания цветов, применяя различные схемы в зависимости от поставленной задачи.
Понятие цвета. Как получаются цвета?
Спектр — многообразие цветов
Всем знакома эта иллюстрация: спектр, демонстрирующий нам многообразие цветов в природе. Но чтобы не потеряться в этой бесконечности, следует начинать не со всей палитры, а с базиса. Что же является базисом в цветоведение?
Оказывается, всего 3 цвета: синий, красный и желтый. Именно из них получаются все остальные спектральные цвета. Эти три цвета составляют так называемый первичный цветовой круг.
Цветовые круги: первичный, вторичный, третичный
Попарно смешиваясь, эти цвета создают вторичный круг:
- зеленый = синий + желтый
- оранжевый = желтый + красный
- фиолетовый = красный + синий
Третичный круг получается смешением первичных цветов со вторичными: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, желто-зеленый, сине-зеленый и др. К сине-зеленым относится и голубой цвет, хотя в нашей культуре «голубым» принято называть также смешение синего с белилами.
Зная, как смешиваются между собой цвета, вы можете комбинировать их, создавая градиенты или любые другие нюансные цветовые переходы.
Цветовые отношения: нюанс, контраст
Смешением цветов дело не заканчивается — человек любит находить закономерности. Цвета, расположившиеся по кругу, соприкасаются друг с другом различными способами.
Расположенные рядом цвета составляют нюанс — плавный переход, в смешении дают еще более тонкую градацию. А вот два противолежащих цвета (например, красный-зеленый) являются дополнительными, они гасят друг друга при смешении, давая тот или иной сероватый, неназванный цвет. Зато такое отношение отлично обращает на себя внимание: поставленные рядом, два дополнительных цвета дают сильный контраст.
Варианты контраста: дополнительные цвета, триада, тетрада
На иллюстрации приведены разные варианты получения цветовых контрастов. Два цвета будут дополнительными друг другу, а если вам нужно использовать 3 или 4 цвета в своей палитре, воспользуйтесь второй или третьей цветовой схемой (треугольник или прямоугольник). Равноудаленные цвета (равносторонний треугольник, квадрат) будут давать максимально контрастное сочетание.
Если же вы захотите разбавить контраст или перенести акцент на один из цветов, достаточно изменить одну из сторон треугольника (прямоугольника) в цветовой схеме. Например, Синий-желтый-красный равноудалены, а если вы захотите сместить акцент на синий, то вместо названных желтого и красного цветов следует взять красно-оранжевый и желто-оранжевый.
Оттенки, тон, насыщенность
Вы уже наверняка заметили, что при рассмотрение цветовых схем наш цветовой круг значительно расширился: появились темные и светлые оттенки. Оттенки — цвета, располагающиеся рядом на цветовом круге, бывают оттенки красного, зеленого и т.д. Отличаются они между собой как по близости к какому-то другому цвету (сине-зеленые и желто-зеленые), так и по тону.
Тон определяет насколько темным или светлым будет цвет, т.е. сколько в нашем названном цвете будет черной или белой краски. Надо сделать оговорку, что современному миру свойственна эклектика, и терминологии различных направлений переплетаются между собой, в результате чего нередко происходит путаница. Многие используют понятие «тон» для обозначения оттенка. В википедии «тон» соотносят с англоязычным понятием hue, хотя оно имеет довольно однозначный перевод: «оттенок, цвет».
Hue (цвета) представляет тот самый цветовой спектр.
Тона же являются градацией от черного к белому в рамках выбранного цветового оттенка.
Из этого понятия вытекает «насыщенность цвета», насколько выбранный оттенок насыщен собственно цветом. Так один оттенок располагается непосредственно на цветовом круге, а другой лежит где-то внутри него, приближаясь к центру - серому цвету. Именно так получаются, например, пастельные оттенки.
Отношения цветов. Как составляют цветовые палитры
При составлении палитры нужно ответить на следующие вопросы:
Какой цвет будет главным? Какое настроение вы хотите передать? Хотите вы добиться максимальной яркости, контрастности, а может наоборот получить спокойное сочетание — нюансное? Сколько цветов будет в вашей палитре?
> Дополнительные цвета|нюансные оттенки.
Этот вариант цветовых схем мы уже разобрали ранее: триады, тетрады и пр. Два цвета, лежащие на противоположных сторонах цветового круга дополняют друг друга. Так красный лежит напротив зеленого, фиолетовый дополнителен к желтому, а синий — оранжевому.
Красный - зеленый — самые яркие цвета, дающие максимальный контраст, не спроста это цветовое сочетание мы встречаем повсюду, где нужно обозначить опасность, быстро обратить внимание (светофор и дорожные знаки).
> Теплый|холодный.
Самым названным контрастом по тепло-холодности является отношение между синим и оранжевым (бесконечные просторы космоса и пылающее солнце). Хотя тепло-холодность является довольно субъективным понятием. Синий однозначно холоднее других цветов, мы ассоциируем его со льдом, ночью и т.д. А огонь (оранжевый) нас греет. Желтый может быть теплее или холоднее, что зависит от того, к какому цвету он ближе: к теплому оранжевому (персик, абрикос) или холодному зеленому (лимон).
> Светлый|темный (тон): черное и белое.
Контраст черного к белому является самым однозначным, свет и тьма — извечные антагонисты. Чем темнее один цвет, тем светлее должен быть противоположный. Так фиолетовый (наиболее темный на цветовом круге) дополняет желтый не только по цвету, но и по тону.
> Яркий|приглушенный (насыщенность).
Контраст по насыщенности более распространен в повседневной жизни. Не каждому хочется выглядеть вызывающее, и привлекать внимание как дорожный знак или ядовитая лягушка. Обычно хочется просто добавить акцент, но не перестараться. В подобных ситуациях отлично работает контраст по цвету с убавлением насыщенности. К примеру, звонкий голубой цвет может быть дополнен нюдовым оттенком — замечательное сочетание, однозначно привлекающее внимание, но не являющееся чрезмерным.
Различные варианты отношений цветов, контраст и нюанс, зависят от критерия, по которому вы их сравниваете. Так два оттенка, располагаясь рядом на цветовом круге, нюансы по цвету. Но могут быть при этом контрастны по тону, т.е. один будет темным, а другой светлым. Так, чем более похожи цвета, тем их отношение более нюансно, чем более непохожи — тем контрастней.
Теория нужна, чтобы видеть картину целиком, но только практика дает навык. В одной из следующих статей мы попробуем создать различные по настроению палитры, смешивая цветные покрытия (гель-краски). Следите за новостями!)